Департамент образования и науки города Москвы
Институт содержания, методов и технологий образования
Отдел религиозных культур и светской этики

Методический проект «Четыре четверти» (традиции общешкольных праздников)

Методический проект «Четыре четверти» представляет собой преемственные календарные циклы сценариев общешкольных праздничных мероприятий историко-культурной направленности, способствующих духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию школьников. Проект был разработан в 2004-2008 годах при непосредственном участии педагогов, родителей и обучающихся столичных школ под руководством специалистов ФГНУ «Институт семьи и воспитания» РАО и прошел успешную апробацию более чем в 40 образовательных учреждениях московской городской экспериментальной площадки «Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения».



Методический проект «Четыре четверти» представляет собой преемственные календарные циклы сценариев общешкольных праздничных мероприятий историко-культурной направленности, способствующих духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию школьников. Проект был разработан в 2004-2008 годах при непосредственном участии педагогов, родителей и обучающихся столичных школ под руководством специалистов ФГНУ «Институт семьи и воспитания» РАО и прошел успешную апробацию более чем в 40 образовательных учреждениях московской городской экспериментальной площадки «Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения».

Согласно концепции проекта в качестве общешкольных из числа праздников, имеющих важнейшее историко-культурное значение, в которых отражены ключевые, поворотные вехи российской и мировой истории и культуры, особо выделяются четыре – День народного единства, Рождество, Пасха и День Победы. Эти четыре праздника разбивают учебный год на четыре примерно равных предпраздничных цикла: осенний (День народного единства) – I четвертьзимний (Рождество Христово) – II четверть и два весенних (Пасха и День Победы) – III и IV четверти.

День народного единства (123456) – официальное название праздника, который впервые после долгих лет забвения с 4 ноября 2005 года стал отмечаться в России как государственный. Как известно, в этот день (22 октября по старому стилю) в 1612 году всероссийское земское ополчение под предводительством мещанина Косьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских оккупантов, и этим событием завершился долгий период Смутного времени. Русская православная церковь отмечает в этот день праздник Казанской иконы Божией Матери – одного из самых почитаемых чудотворных образов. По преданию, эта икона в 1612 году помогла освободить Москву от польской интервенции. Рождество (12345) – всеми любимый праздник, глубоко укорененный в традиции общеевропейской и мировой культуры (летоисчисление от Рождества Христова) и непосредственно соотносящийся с субкультурой детства. Пасха (12345), являясь смысловой и духовной доминантой годового и недельного («воскресный день») календарного круга, напоминает нам о вечной победе добра над злом, света над тьмой, жизни над смертью. В этом духовном значении она смыкается с Днем Победы (123) – наиболее чтимым в народе государственным праздником, ставшим для большинства россиян средоточием национальной идеи и символом духовного единства и могущества нашей державы.

Через раскрытие социокультурного значения памятных календарных дат детям становится слышна и понятна смысловая перекличка отмечаемых в школе праздников, явственней их внутренняя взаимосвязь. Праздничная тема Москвы, начиная звучать на День города (начало сентября), получает развитие в ноябре – освобождение Москвы от польских интервентов, затем усиливается в декабре – перелом в битве под Москвой (123) – 5 декабря – и достигает кульминации в мае – День столичного герба и флага – 6 мая, соединяясь в свою очередь с темами Победы и защитника Отечества (1).

Среди осенних дней воинской славы России необходимо особо выделить День Бородинского сражения (1) – 8 сентября, а также День победы в Куликовской битве (12). В этот день – 21 сентября – православные верующие празднуют Рождество Пресвятой Богородицы.

Традиционно отмечаемый в школах праздник осени перекликается с праздником Покрова (12) – 14 октября – и темой благодатного урожая. В его формате целесообразно организовывать природоведческие походы или краеведческие экскурсии по памятным и святым местам.

Познакомить школьников с именами и подвигами наших героических предков, а также ныне живущих Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы можно в формате общешкольного празднования Дня Героев Отечества, который, начиная с 2007 года, отмечается в нашей стране 9 декабря. Среди памятных героических дат, связанных с темой Великой Отечественной войны, помимо Дня начала контрнаступления советских войск под Москвой, следует ежегодно уделять внимание Дню снятия блокады Ленинграда (27 января) и Дням разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской (2 февраля) и Курской (23 августа) битвах, особенно в те годы, когда эти даты являются юбилейными.

Важнейшую роль в развитии единого социокультурного пространства образовательной организации играет ежегодное проведение в ее стенах праздника Сретения (12) – 15 февраля, способного помочь решить проблемы преемственности, межпоколенческого взаимодействия педагогов и обучающихся. Этот праздник целесообразно проводить в школе в формате Сретенских вечеров – вечеров встреч, внутренний потенциал которых должен быть ориентирован на содействие духовно-нравственному становлению и профессиональному самоопределению обучающихся, а также духовному укреплению всех участников образовательного процесса – педагогов, детей, родителей. В рамках праздничного мероприятия могут быть организованы юбилейные встречи выпускников и педагогов в стенах родной школы, встречи с интересными людьми – мастерами своего дела, встречи с творческими коллективами.

Неразрывно связано с Пасхой празднование Масленицы, завершающееся прощеным воскресеньем и предшествующее началу Великого поста. Проводимые на масленичной неделе концерты, гуляния и ярмарочные мероприятия знакомят детей с яркими особенностями праздничных традиций нашей культуры, образцами народного творчества и ремесел.

С 14 марта 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во всех епархиях Русской Православной Церкви ежегодно проводятся мероприятия, посвященные Дню православной книги (1). Цель их – показать детям и молодежи, что православная культура является историческим ядром традиций русской культуры, играет большую роль в жизнеустройстве нашего общества, семьи, человека, развитии его духовности. Православная книга учит школьников добру, милосердию, состраданию, воспитывает любовь к Отечеству и родному очагу, позволяет увидеть мир во всем его многообразии, помогает понять смысл жизни.

Особое внимание в школе следует уделять 12 апреля – Дню космонавтики (1): героями становятся не только на войне, но и в мирное время, и Юрия Гагарина, с именем которого связаны первый полет человека в космос и превращение нашей страны в мировую космическую державу, дети должны знать в лицо.

К числу праздников, которые условно можно было бы назвать профессиональными – День учителя и День знаний (1), можно отнести 25 января – Татьянин день (12) – праздник всех студентов и дата основания первого в России университета, а также День славянской письменности и культуры (123), отмечаемый в конце учебного года 24 мая. В этот день Русская Православная Церковь празднует память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, подаривших нам азбуку – кириллицу.

При планировании системной реализации проекта «Четыре четверти» в начальной, основной и старшей школе для снижения общей нагрузки на классные коллективы и их руководителей целесообразно придерживаться традиции ежегодной эстафеты праздников. Например, в начальной школе каждый год Пасхальный праздник готовят творческие коллективы обучающихся 4 классов, организация празднований Дня народного единства и Дня Победы возлагается на 3 классы, праздник Рождества Христова традиционно проводится силами коллективов 2 классов, а первоклассники в конце учебного года готовятся к празднованию Дня славянской письменности и культуры. Таким образом, к праздничному мероприятию готовятся все обучающиеся, но при этом всегда есть классы, ответственные за организацию и проведение праздника в общешкольном формате. Это дает возможность каждому ученику за период школьного обучения с 1 по 11 классы «с погружением» освоить содержание, эмоционально пережить исторические сюжеты и личностно приобщиться к традициям, ценностям и нравственным смыслам большинства наиболее значимых отечественных социокультурных праздников годового календарного круга.

Общешкольный формат проведения праздников при правильном распределении функциональной нагрузки позволяет добиться максимально слаженного и продуктивного взаимодействия между педагогами, родителями и классными коллективами в предпраздничный подготовительный период, что значительно усиливает воспитательное воздействие праздничного мероприятия, а также способствует формированию уклада школьной жизни. Становится возможным на практике выстроить эффективную систему шефской работы, в которой классные коллективы среднего и старшего звеньев привлекаются к участию в подготовке к праздникам в начальной школе уже в роли опытных помощников. Укрепление практического взаимодействия между классными коллективами разных ступеней обучения и дальнейшее развитие института шефства может оказать оздоравливающее воздействие на всю систему межличностных отношений в школьном коллективе, способствовать профилактике социальных девиаций, помочь в решении проблем с отстающими учениками.

Документы, материалы
Раздел:
Методические материалы
7 декабря 2024
Автор:

Институт семьи и воспитания РАО


Аннотация:
Методический проект «Четыре четверти» представляет собой преемственные календарные циклы сценариев общешкольных праздничных мероприятий историко-культурной направленности, способствующих духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
Ключевые слова:
Традиции, праздники, Рождество, Пасха, Победа, Сретение
Источник:

Отдел ОРКСЭ

Другие материалы раздела:

7 декабря 2024

Потаповская Ольга Михайловна:

Методические материалы ко Дню славянской письменности и культуры

Предлагаемые к использованию при подготовке к празднованию Дня славянской письменности и культуры в школе сценарии праздничных мероприятий...

(См. далее...)

7 декабря 2024

Отдел ОРКСЭ:

Методические материалы ко Дню православной книги

Предлагаемые методические материалы ко Дню православной книги помогут учителю вместе с детьми понять исторический путь, который прошла книга, увидеть, что...

(См. далее...)

7 декабря 2024

Институт семьи и воспитания РАО:

Методический проект «Четыре четверти» (традиции общешкольных праздников)

Методический проект «Четыре четверти» представляет собой преемственные календарные циклы сценариев общешкольных праздничных мероприятий...

(См. далее...)


Архив раздела (все материалы по теме)...

Отдел  ОРКСЭ    2025